
Белорусский кризис, США и не только.
Сенат США одобрил кандидатуру посла в Беларуси. Это означает, что Джули Фишер приедет в страну достаточно скоро, вероятнее всего, в конце января – начале февраля. Далее – верительные грамоты (напомню, это письмо от главы одного государства главе другого с просьбой «верить заявлениям от имени страны и нации»). То есть США формально продемонстрируют признание Лукашенко.
Теоретически заблокировать или пытаться притормозить процесс могли демократы. Тем более, что Байден во время президентской гонки был более резок в оценке белорусской ситуации. Но этого не произошло – Сенат (который сегодня разделен на две примерно равные части) проголосовал единогласно.
Интересная ситуация, особенно на фоне повышенных ожиданий от администрации Байдена и усиления демократов. Формально, естественно, и американские политики, и белорусские лидеры протестов заявят, что это «победа» – будет использована риторика Израиля – мы прислали посла, вручили верительные грамоты ради высоких целей. США – не Израиль, защиту интересов еврейского народа не припишешь, но что-то вроде «быть ближе к процессам», «защищать идеалы демократии» и т.д. будет.
Почему же так произошло? С одной стороны, США будут работать по двум направлениям. С одной стороны, через прокси-силы вроде Польши и Литвы будет более резкая риторика. С другой – более сдержанная собственная позиция.
Является ли это поражением «демократических сил»? Нет. Является ли это победой «окружения Лукашенко»? Нет.
Это проявление интересов США. С одной стороны, позиция Германии и РФ «порешать белорусский вопрос с участием Москвы» – не тот формат, который хотят видеть в Вашингтоне. Но это не ключевая причина – белорусский кризис слишком мелкий и слишком низко стоит в шкале приоритетов Соединенных Штатов.
Зато есть другая интересная информация. На последнем заседании ЦК КПК обсуждали «белорусский вопрос», и куратором процессов на ближайшее время становится… министерство общественной безопасности Китая. Именно его руководитель, член Госсовета КНР Чжао Кэчжи звонил в конце ноября в Минск и общался с рядом белорусских чиновников, вплоть до министра внутренних дел Республики Беларусь. Кстати, забавно, но про это очень важное (белорусский вопрос на пленарной сессии ЦК КПК и дальнейшие контакты) событие белорусское агентство «Белта» скромно умолчало. Зато китайское государственное ИА Xinhua, которое не считает нужным обращать внимание на «важнейшие вехи китайско-белорусских контактов по версии «Белта», отметило именно его.
Теперь вспоминаем стратегическое противостояние США и КНР, создание «Всестороннего регионального экономического партнерства» (Regional Comprehensive Economic Partnership) – крупнейшей зоны свободной торговли в мире – факторы, которые заставляют американских политиков смотреть даже в самые глубокие «дыры на глобусе».
Одной из таких является Беларусь. И тут КНР явно обозначила свое присутствие. Пекин заявил: «Мы в игре». Не слишком публично, без фанфар и праздничных салютов, просто обсудив политику на белорусском направлении и обозначив куратора.
Как в таком случае должны поступать Штаты? Правильно, тоже входить в игру. Потому что удаление от процессов ослабляет их позиции в регионе на фоне усиления активности КНР.
Вот такие вот примерно расклады. Но это не отменяет задачи спичрайтерам как Лукашенко, так и Тихановской сочинить нетленку на тему «приезд посла США – наша политическая победа».
Источник: Ігар Тышкевіч / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора